Как готовить RAW

В статье «RAW или JPEG: попытка разобраться» я уже писал о недостатках и преимуществах «сырого» формата перед традиционными. И о том, что преимуществ, пожалуй, больше. Но начинающего любителя всё равно останавливает сложность обработки RAW. Предлагаю разобраться, так ли страшен в обработке RAW, как его малюют

Предупреждаю сразу, я не собираюсь писать руководство по ACR (Adobe Camera RAW) и подобным программам. Я просто расскажу об «проявке» одного кадра, причём с точки зрения «чайника», никогда раньше этого не делавшего.

Итак, выйдя покурить на родную тихую улочку, фотолюбитель увидел, что кадр того стоит, сбегал домой за камерой и снял привычный пейзаж, увиденный в новом свете. Но картинка на экранчике камеры не передавала этого самого «нового света». И он решил попробовать снять в RAW и «проявить» его.

Чем «проявлять»

Программ для обработки RAW, кроме «классического» модуля ACR в Photoshop существует много. Выбор конкретной программы в нашем случае достаточно случаен. Ведь по условиям задачи фотолюбитель «проявляет» RAW впервые и никакого опыта по выбору программного обеспечения у него нет. Значит будет использовано то, что окажется под рукой. В частности, обработка RAW есть и в популярной «гляделке» ACDSee Pro. Заодно и посмотрим на то, как камера «увидела» тот самый кадр:

Забегая вперёд скажу, что минимальный функционал здесь имеется и «на безрыбье» вполне можно было бы «проявить» вышеупомянутый кадр и в ACDSee, но Photoshop в наших реалиях более популярен и даже, можно сказать, является стандартом. Поэтому фотолюбитель решил использовать ACR.

Поясню для «чайников», ACR – это не отдельная программа. Adobe Camera RAW – стандартный модуль Photoshop и вызывается при открытии «сырых» графических файлов автоматически. Для многих это просто «лишнее» не очень понятное «окошко», в котором сразу же жмут на кнопку «Open», не утруждая себя настройками. Впрочем, это касается и других программ обработки.

Вспоминается анекдотичный случай из личного опыта. Приятель попросил сбросить отснятые на совместной «пьянке» кадры к нему на ноутбук. Когда я сказал, что снимал в RAW, он ответил: «Не проблема, ACDSee у меня есть, оно их понимает». Не успел я проникнуться уважением к человеку, как он добавил: «И зачем вы только в этом формате снимаете? Файлы огромные, открываются медленно, да и всё равно в JPEG конвертировать». Из чего видно, что «играться настройками» он просто не пробовал. А мы попробуем.

Что «крутить»

Ещё раз посмотрим на исходный кадр и задумается о его недостатках и назначении инструментов открывшегося окна ACR:

Оставим пока в покое цветопередачу. Для начала заметим, что горизонт не сильно, но завален. Не беда, это фотолюбитель не раз правил и в JPEG, но обратите внимание на очень удобный инструмент в окне ACR:

Искушённый читатель спросит: «И что? Это же можно было сделать и в JPEG ». И будет почти прав. Вращение на малые углы «серого» RAW до цветоделения намного меньше замыливает картинку, чем при подобных правках после цветоделения. Но сейчас мы не об этом. Увидели инструмент, поправили горизонт, но цветопередача-то явно неправильная! Да, это можно было бы попытаться исправить и в JPEG инструментом «Color balanse», безнадёжно изуродовав цветопередачу в тенях, но скосив глаз чуть правее, фотолюбитель видит в окне ACR «ползунок» цветовой температуры и рядом с ним набор готовых типовых настроек, где можно одним нажатием мыши указать, что кадр снят при свете ламп накаливания:

Видно, что кадр при изменении цветовой температуры стал намного более естественным. Кстати, совсем не обязательно подбирать готовое решение. Если с кадре есть заведомо «серый» участок (или участок, который автор хочет видеть серым на окончательном кадре), то «пипетка» позволить поправить цветовой баланс по образцу. Честно говоря, так и было сделано, цветовая температура ламп накаливания совсем не та, что на примере и читатель это, конечно, уже заметил Кстати, если бы фотолюбитель забыл поправить горизонт до того, это не поздно было бы сделать и сейчас, поскольку фактического цветоделения ещё не произошло. При правке цветового баланса не в «сером» кадре последствия вращения «до» и «после» могли бы оказаться разными.

Фотолюбитель смотрит на другие «ползунки» и хочет проверить, как работают они. Для начала он пробует поправить экспозицию:

+2 -2

Снова таки, сравнивая положения «ползунков» на примерах выше, читатель заметил, что фотолюбитель «крутил» не только экспозицию. В варианте с коррекцией «в минус» сдвинуты ещё три «ползунка», позволившие, с одной стороны, не увести тени в абсолютную черноту, но сделавшие кадр почти чёрно-белым. Что поделать, человек по условиям задачи делает это в первый раз. Ему просто интересно, что из этого получится. Кстати, иногда интересный результат получается при совмещении таких вариантов. Если мы загрузим в Photoshop эти два кадра в разные слои и совместим их в режиме затемнения или осветления, то результат может быть совсем другим, нежели при «проявке» с «нулевой» экспозицией. Но это тема не для этой статьи, тем более что мы пока «крутили» всего два «ползунка».

Собственно фотолюбитель уже практически получил тот кадр, который хотел, посему он сохраняет его в JPEG или открывает в Photoshop для ретуши, добавления рамки или подписи, но читателю стоит повторить этот эксперимент со своими кадрами. Хотя бы для того, чтобы прочувствовать, чем отличается действие коррекции экспозиции от «Fill light» и «Recovery», чтобы увидеть, как влияют на кадр «ползунки», расположенные в нижней части окна и т.д. и т.п. Я сразу предупредил, что не собираюсь писать руководство по ACR, поэтому показал только принцип. И то, что не так страшен в обработке RAW, как его малюют

Кстати читатель заметил закладки в правой части окна ACR? Мы прошли меньше половины первой из них, а следующие позволяют творить намного более тонкую коррекцию:

То есть вот так «методом научного тыка» можно получить довольно убедительные и интересные результаты. А что же будет, если ещё и документацию почитать?

Вместо послесловия

Да, чуть не забыл... Что же наш фотолюбитель получил в результате? Помните как автоматика камеры увидела этот кадр?

А вот окончательный вариант:

«Дым осенних костров»

Hosted by uCoz